ЗАО «Аксинья» - Семикаракорская керамика относится к предприятиям народно-художественных промыслов России, которое выпускает художественный фаянс, отличающийся оригинальными формами и ручной подглазурной росписью. Яркие, красочные, полные праздничного настроения фаянсовые изделия известны и узнаваемы по всей России и за её пределами.
     Отличительна особенность Семикаракорской керамики в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность форм, изобретательность и поэтичность в декоре. Особенность письма выражается в индивидуальном почерке, мотивом которого является роспись букетно-растительного орнамента на белоснежном фоне фаянса, особую утончённость и изысканность придаёт изделиям пейзажная роспись. Вместе с тем, в орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора.  Семикаракорская керамика прекрасна не только красотой форм и буйством красок, она привлекает своей практичностью и экологичностью.
     С древних времён изделия из керамики являются самым «ходовым» товаром. Они практически вечны, и археологические раскопки любых народов и культур демонстрируют это с разной степенью величия. Какой ещё материал обладает набором таких качеств как: устойчивость к воде, кислотам, высокой температуре; механическая прочность; электроизолирующие свойства; неподверженность окислению, воздействию бактерий? 
   Все материалы, используемые для производства Семикаракорского фаянса, природные. Для получения белого черепка требуется светложгущаяся глина, обеспечивающая пластичные качества (лепится, мнётся, приклеивается и т.д.). Вторая глина – каолин (в переводе с китайского – «белая гора») придаёт черепку белизну. «Скелет» изделия составляет песок с низким содержанием железа (не более 0,6%). Полива нашего фаянса – глазурь, не содержащая вредных элементов. Все краски, пигменты и материалы, используемые для росписи изделий – подглазурные, т.е. покрыты сверху слоем глазури, что исключает любой контакт с пищей. Гладкая стекловидная поверхность защищает нарядную роспись, она не утрачивает яркость и красоту при длительном использовании.
     У любого, кто видит изделия Семикаракорского фаянса, возникает вопрос: «А как рождается это яркое, красочное, полное праздничного настроения чудо?» Чтобы разгадать эту тайну, нужно пройти по всем участкам цеха, каждый из которых направлен на выполнение определённого технологического процесса изготовления изделий.
     Самый возвышенный процесс начинается с мастерской художника. Здесь на бумаге в карандашном наброске художник создаёт будущее изделие в виде рисунка, эскиза, чертежа. Эскиз расписывается по замыслу автора.
     Далее чертёж поступает в модельный участок, где по нему модельщик готовит модель будущего изделия, по которой изготавливается гипсовая форма.
     В целом художественно-фаянсовая технология состоит из нескольких этапов:
Приготовление массы из сырьевых материалов: глина, песок, каолин.
Формовка и литьё изделий.
Приставка, оправка, сушка, отделка.
Первый обжиг – утильный.
Декорирование изделий.
Глазурование.
Второй обжиг – политой.
Контроль готовых изделий – сортировка, упаковка, склад готовой продукции.
     На каждом участке работают контролёры по качеству. Лабораторный анализ проводится на каждой технологической операции.
     Теперь проследим, как кусок глины превращается в долговечное и прекрасное изделие.
     Используемая глина отличается высокой пластичностью, способностью к формованию и спеканию. Основным пластичным материалом кроме глины является каолин, обеспечивающий белизну изделий. Глинистые материалы при замешивании с водой становятся пластичными и под воздействием внешних сил принимают форму, сохраняя её при сушке и обжиге. Используются глинистые материалы с добавками, так называемыми отощающими материалами, в данном случае таковым является песок, что не снижает огнеупорности массы, понижает её пластичность, а это в свою очередь, понижает усадку. Из этих сырьевых материалов производят фаянсовую массу на массозаготовительном участке, который является исходным пунктом всего производства. Здесь смешиваются все исходные материалы в определённых пропорциях, измельчаются с помощью мельниц, перемешиваются пропеллерными мешалками, очищаются через различные сита – обогащаются. Различают два вида приготовления фаянсовой массы: в виде шликера – относительно жидкое состояние «густых сливок» и тестообразное.
Фаянсовую массу в виде шликера приготавливают в больших барабанах, имеющих устройство для загрузки, измельчения, подачи воды, совместным помолом пластичных и отощающих материалов. Из барабана шликер стекает по шлангу в сборный бассейн, снабжённый тихоходной мешалкой. Отсюда шликер поступает для очистки и обезвоживания в фильтропресс. В зависимости от содержания воды в фаянсовой массе – шликере, различают два основных способа изготовления изделий: способ пластического формования и литья.
Следующая технологическая операция осуществляется на участке формовки, где происходит формовка способом пластического формования из пластичной тестообразной фаянсовой массы на формовочном оборудовании: станке ручной формовки и полуавтомате. Таким способом изготавливают изделия правильных геометрических форм (чашки, блюдца, миски). Изделия формуются при вращении в гипсовых формах с помощью шаблона. Их вместе с формой ставят на просушку в сушило на 30 минут. Влага удаляется с поверхности изделия и оно, уменьшаясь в размерах, отделяется от формы. Изделие извлекается из разъёмной формы, на оправочном станке срезается лишний материал, приставляются отдельные части (ручки чашек, кружек). Далее изделие подлежит оправке с помощью специальных приспособлений и поролоновой губки. 
После подсушки в естественных условиях при влажности не более 1% (под контролем лаборатории) изделие подлежит первому обжигу – утельному.
Второй способ изготовления изделий – литьё. Формовочная масса, имеющая консистенцию «густых сливок» и  называемая шликером, подаётся насосами на литейный участок, где производтся литьё в гипсовые формы, обладающие большим водопоглощением. В них шликер заливается через шланг. Спустя некоторое время (в течение 2-х часов), в результате отдачи воды от шликера к гипсовой форме, последняя «наращивает» черепок – основу на своих стенах. Чем больше время наращивания, тем больше толщина стенки будущего черепка. При образовании нужной толщины литейщик сливает шликер из формы. При затвердевании шликера, размеры формируемого черепка уменьшаются (происходит «усадка») и получаемый полуфабрикат легко отделяются от формы. Способ литья даёт возможность изготавливать крупногабаритные и сложные по форме изделия. 
Отформованные изделия сразу поступают на участок приставки. Оправщица-приставщица аккуратным движением срежет ненужный материал, сделает художественную вырезку, зачистит литьевые швы от форм, приставит недостающие элементы или составит из отдельных деталей изделия.
Следующий этап технологического процесса – сушка изделий в естественных условиях не менее 3-х суток. Далее изделия поступают на участок оправки. Здесь мягкой губкой и водой вручную заглаживают поверхность до идеальной гладкости. От этой технологической операции зависит товарный вид изделия. Затем вновь сушка в естественных условиях и готовые к первому обжигу изделия поступают в электропечь. 
Обжиг – это неотъемлемая составная часть технологии. Первый – утельный обжиг, при температуре в центральной зоне 1220 градусов, обеспечивает создание плотного черепка для рукотворного декорирования изделий, придаёт изделию «прочность камня».
На каждой электрической печи есть схема температурной «кривой обжига», по которой обжигальщик должен, пользуясь контрольно-измерительными приборами, строго соблюдать температурный режим в каждой электрической зоне. От этого зависит крепость черепка согласно установленным ГОСТам. 
Обожжённые изделия поступают на следующий участок технологического процесса – сортировки утеля. Сюда доставляют утельную продукцию после лабораторной проверки на водопоглощение. Здесь изделия комплектуют, проводят фуксиновый контроль с целью обнаружения треска и скола, на наружной стороне донышка изделия ставится штамп – знак предприятия. С этим штампом изделия подлежат декорированию на участке живописи.
На участке живописи изделия поистине преображаются. Живописец с помощью кальки карандашом снимает контуры росписи с образца изделия, прокалывает их иглой и переносит с помощью «припороха» (древесный уголь) на изделия, в результате чего на поверхности остаётся ясный точечный узор. После этого живописец подглазурными красками воссоздаёт заданный орнамент точными, лёгкими и уверенными движениями. Контролёры проверяют каждое изделие на соответствие его образцу.
      Декорированные изделия поступают на участок  глазуровки, где фаянсовой бесцветной глазурью они подлежат глазурованию ручным способом («окунание» в глазурь) или распылением с помощью аэрографа. Здесь же осуществляется вкрапление бирюзы.
При повторном обжиге – политом, при температуре 1160-1180 градусов глазурь становится стекловидной, схватываясь с черепком и росписью, образуя «вечный декор». В этот момент происходит необыкновенное превращение – сквозь тонкий слой глазури на изделии проступает яркая роспись. 
После второго обжига готовые изделия поступают на участок сортировки, где их сортируют по сортам (от 1-го до 2-го), упаковывают в жёсткие картонные коробки и отправляют на склад готовой продукции. 
На предприятии ЗАО «Аксинья» имеется отдел технического контроля (ОТК) – самостоятельное подразделение, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным стандартам и гарантирует это соответствие потребителю. Семикаракорская керамика безопасна при использовании в быту, имеет сертификат соответствия. 
Посуда Семикаракорской керамики объединила в себе высокохудожественную уникальность и практичность применения в быту. Производство всего ассортимента фаянсовой продукции ЗАО «Аксинья» подкреплено использованием новых технологий, благодаря которым изделия долго сохраняют тепло и холод, их можно использовать в СВЧ печах. Роспись при любом применении в быту не тускнеет и не стирается, ровно как и не утрачивается белоснежность глазури.
По техническим и культурным  характеристикам Семикаракорская керамика, является потомком и преемником кузнецовского «ценинного товара» («китайская посуда») Конаковского фаянсового завода имени М.И.Калинина. Возраст кузнецовского производства составляет 200 лет. Но Семикаракорский фаянс приобрёл ряд новых, специфических характеристик, заимствовал некоторые местные традиции и подобно тому, как от смешения различных наций возникают «переходные расы» у людей, отличающихся высокой жизнеспособностью и красотой, так и донской фаянс приобрёл высокое качество, отменное здоровье и экзотическую красоту.  
      Художественный стиль Семикаракорского промысла формировался при участии специалистов и искусствоведов Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности.
      Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно-стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.
      Белоснежный  расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Для самостоятельного использования изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки.
      Цветовая гамма росписи - яркая и насыщенная, даёт возможность изделиям сочетаться и органично  вписываться в интерьер жилья, офиса, кафе, ресторана, придавая современному стилю теплоту народных традиций. Сюжетная и пейзажная роспись создают впечатление утончённости и изысканности изделий.
      Вся продукция Семикаракорской керамики эстетична и одновременно функциональна, представлена разнообразным ассортиментом, который постоянно расширяется и обновляется.  Столовые, чайные, кофейные, десертные наборы, фруктовницы, салатники, вазы, декоративные тарелки - всё будет согревать и радовать, каждый сможет найти изделие по душе для себя, своих близких и друзей.
      Особое место занимают сувенирные изделия, где яркими штрихами росписи передаются сюжеты на тему казачества.   
      Вместе с тем в творческой работе народного промысла ЗАО «Аксинья» существует новое направление – создание интерьерных кукол и кукол-грелок из фаянса и ткани. Фаянс-это материал тёплый и пластичный, он легко сочетается с тканями различных структур, что придаёт кукле законченность и эмоциональную выразительность. Наряды кукол создаются в соответствии с определённой исторической эпохой, особенностями её моды (казачьи костюмы 17,18,19,20 веков). Куклы получаются образными, костюмы всевозможные, чаще народные, очень много воплощается элементов казачьей одежды и народов Дона. Воплощаются в куклах-грелках образы, взятые из популярных произведений художественной литературы. Есть циклы выставочных кукол от низовьев Дона до Тульской области, включая Воронежский и Елецкий костюмы. Костюмы стилизуются в соответствии с формой куклы-грелки.  Куклы прекрасно входят в современный интерьер  жилья, доставляя эстетическое наслаждение. Каждая кукла индивидуальна в своём художественном решении и относится к эксклюзивным высокохудожественным работам. В каждой кукле открывается новый образ, в котором ощущается непринуждённая грация, характер. Интерьерные куклы и куклы-грелки относятся к категории изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства и зарегистрированы в общероссийском реестре при Минпромнауки России. Изделия выставлялись на многих престижных выставках г.Ростова-на Дону, Москвы, Санкт-Петербурга. Куклы могут изготавливаться по специальным заказам с учётом любых пожеланий, а также  для оптовых покупателей.
      Неповторимый колорит и душевное тепло, щедрость земли русской – вот то, что проявляется в каждом произведении Семикаракорских мастеров. Вся теплота души, перенесённая через руки в изделия, согревает своим теплом, радует своим видом и удобством использования. Руками художников и мастеров создаются шедевры народного промысла, хранящие в себе частичку донской земли. На предприятии работает  музей, где хранится память о прошлом и история промысла. Каждый интересующийся может увидеть путь становления промысла, а также посмотреть последовательность изготовления знаменитого Семикаракорского фаянса по всем техническим переделам: от участка массозаготовки до участка сортировки. В рамках музея проводятся мастер-классы, а также посещение казачего куреня.
      Высокое качество продукции, функциональность, ручная роспись, выполненная с высоким художественным мастерством, создали художественный образ изделий. Они стали произведением прикладного искусства. Изделия Семикаракорской керамики составляют гордость отечественной культуры и представляют собой объект национального престижа России, являются визитной карточкой Ростовской области. Лучшие произведения художников экспонируются на всероссийских и зарубежных выставках; подтверждающим фактором высокой оценки качества и мастерства изделий являются многочисленные дипломы и медали самой высокой пробы.
      Предприятие «Аксинья» ставит перед собой большие задачи и, прежде всего, сохранение традиций промысла, поддержание культуры донского края для нового поколения. На базе предприятия работает класс декоративно прикладного искусства, где не на словах, а на деле дети получают первые навыки мастерства, тем самым учатся видеть и отображать красоту своего края, и, вместе с тем, прививается желание создавать что-то новое, тем самым участвовать в развитии промысла. 
      Семикаракорская керамика – эксклюзивный ассортимент, авторский дизайн, художественная ценность, качество и экологическая чистота.